Информатизация образования – процесс изменения содержания, форм и методов организации учебного процесса, приводящий к изменению качества образования.
Лавинообразный рост объёмов информации принял характер информационного взрыва во всех сферах человеческой деятельности. Информационный взрыв породил множество проблем, важнейшей из которых является проблема обучения. В документах по модернизации образования прямо ставится задача развития компетентности учащихся в информационно-технологической сфере. На передний план выходит задача развития навыков применения новых средств телекоммуникации (обмена результатами информационной работы). Не передача информации, а умение работать с информацией: выделять главное, значимое, отбирать, структурировать и трансформировать её.
Образованный член информационного общества должен:
знать о существовании общедоступных источников информации, уметь ими пользоваться;
уметь понимать и сознательно использовать различные формы и способы представления данных в вербальной, графической и числовой формах;
уметь оценивать достоверность и практическую полезность имеющихся данных с различных точек зрения, использовать их для решения конкретных практических задач.
Информационные технологии позволяют повышать качество обучения и заинтересованность в познании, так как предоставляют возможность:
относительно лёгкого доступа к источникам информации и поиск необходимых данных;
осуществлять передачу информации на большие расстояния;
многократно повторять физические, естественно-научные эксперименты или фрагменты учебного материала, усвоение которого вызывает наибольшие трудности у обучающихся;
хранить большие объёмы информации;
автоматизировать процессы вычислительной и информационно-поисковой деятельности.
Нельзя не отметить эмоционально-оценочное отношение к приобретаемым знаниям. Наглядные методы, во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения, позволяют наглядно-чувственно ознакомить учащихся с явлениями, процессами объекта в его натуральном виде или в символьном изображении с помощью рисунков, репродукций, схем, таблиц, диаграмм, аудио- и видеофрагментов, а также их сочетанием (экранные технические средства в паре с компьютером).